Телефон: Номер телефона
Email: почта@школы.com
Follow Us:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шевелевская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
деятельности
Шевелевской школьной
детской организации
«Эдельвейс»
(2011-2016 гг.)
Шевели 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Гражданское общество начинается с воспитания юных лидеров, активно участвующих в социально-значимых делах общества. В практическом решении задач воспитания лидеров очевидна огромная роль современного образовательного учреждения. Именно в этих стенах закладывается основа политической культуры, гражданственности, активности. Именно в образовательном учреждении ребёнок впервые осознаёт себя гражданином государства и членом общества, где существуют наиболее естественные условия для воспитания вдумчивого, ответственного отношения к реалиям сегодняшнего дня.
Совместная работа образовательных учреждений в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования и детскими общественными организациями, при условии эффективного использования интерактивных технологий воспитания, может частично решить проблему формирования лидерских качеств подрастающего поколения. Главная задача при этом – чтобы молодое поколение, входя в сознательную жизнь, чётко ставило перед собой позитивные цели и имело все необходимые навыки для их достижения.
Подростковый возраст – один из важнейших периодов в процессе становления личности. От того, как сложится в это время социальная ситуация развития, как сформируется система ценностных ориентаций, во многом зависит будущее молодого человека, его возможности для плодотворной реализации способностей как в профессиональной, так и в личностной сфере. Именно в этот период, при адекватной организации школьного и внешкольного учебно-воспитательного процесса, можно помочь подростку выбрать правильное направление развития, создать условия для наиболее эффективного раскрытия его потенциала. В подростковый период возможно эффективное формирование установки к осознанному пониманию природы лидерства. Такой способ анализа качеств лидера пригодится подростку в период активного формирования своей личности.
Здесь выступают три важных аспекта, формирующие лидерские качества подростков: интеграция общего и дополнительного образования, учёт подростковой ситуации развития и возможности воспитания в условиях детской общественной организации. С этих позиций рассмотрена основная цель работы с детьми в рамках детской общественной организации, члены которой преимущественно подростки, в сотрудничестве с образовательными учреждениями разных видов и социума.
Воспитание личности в рамках детской общественной организации строится на интерактивных методах обучения: сотрудничество в группе, урегулирование конфликтов в процессе ролевых игр, практических упражнений и т.д. Благодаря этим формам, методам и приёмам работы, члены детской общественной организации учатся понимать сложность социального окружения, жить в условиях демократии, занимая активную жизненную позицию.
Современное демократическое общество предъявляет к подрастающему поколению новые требования. В концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года сказано: «…Развивающему обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу своей страны».
Проблема формирования лидерских качеств подростка актуальна, т. к. востребованность в лидерах сегодня особенно высока. Лидер – это тот, кто будет строить достойную жизнь, тот, кто будет заниматься преобразованиями в стране, формированием нового современного общества, общества молодых достойных людей, способных жить честно, по правилам, передавая свои способности младшим как представителям будущего поколения. Лидер – это человек, который может показать своё «Я».
Различие жизненных условий, несформированность жизненных позиций и представлений приводит часть молодых людей к неопределённости. А ведь именно молодым лидерам дана возможность стать будущим, стать новой, современной опорой демократического общества.
По мнению ряда исследователей А. В. Волохова, И. П. Иванова, А. В. Петровского, И. И. Фришман и др., основой для формирования лидерских качеств может стать участие детей и подростков в детском общественном движении – детских организациях. Ш. М. Абидоков, Т. В. Боброва, Г. В. Семья и др. отмечают, что именно работа в детских организациях готовит подростков к последующей гражданской деятельности; благодаря ей приобретается социальный опыт, умения самостоятельно планировать и реализовывать запланированное, а также нести ответственность за свою деятельность; дети учатся сотрудничать, как со своими сверстниками, так и взрослыми, получают возможность не только
19 мая 2000 года детская школьнаяорганизация образовательного учреждения влилась в районную детскую организацию «Парус Надежды», которая осуществляет внедрение вариативно-программного подхода в практику деятельности детских общественных объединений Крапивинского района. В связи с тем, что многие направления деятельности Крапивинской районной детской организации «Парус Надежды» реализуются с момента её основания (с 1995 года), они стали традиционными и в детской организации «Эдельвейс». Работа по направлениям «Дом», «Древо жизни», «Игра - дело серьёзное» ведётся во всех школьных организациях в соответствии с планом школьных детских организаций на учебный год. Мероприятия школьной детской организации «Эдельвейс» на учебный год осуществляются по следующим приоритетным направлениям: «Россия- Родина моя», «Здоровье», «Знание- сила»
Нормативно-правовой основой программы детской организации являются документы разного статуса:
·международного уровня: Конвенции ООН о правах ребёнка(1959г., 1990г);
·российского уровня: Закон РФ «Об образовании» (1996, с изм. и доп. 2005г.), Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (1998), Закон РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (1995г.), Положение о детских общественных объединениях (1995г.), Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 (2004г.),
·областного уровня: Межведомственная программа развития дополнительного образования детей до 2010 (2007г.), Закон об образовании в Кемеровской области (2000г.)
·районного уровня: Программа развития воспитания в системе образования Крапивинского района на 2005-2010гг., Устав районной детской организации «Парус Надежды» (с изменениями и дополнениями от 2008г.)
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНОЙДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«ЭДЕЛЬВЕЙС»
(2011-2016 учебный год)
ПРОБЛЕМЫ
В НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИТОГАМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
НА 2005 – 2010гг.
Направление деятельности |
Основные проблемы на начало периода |
Особые достижения за период |
Проблемы на новом этапе развития |
Программа «Здоровое поколение» |
Создание волонтёрского движения в школе . Создание школьной программы по профилактике ПАВ. |
· Создание школьной группы волонтёров «Свежий ветер» 2009г. · Участие в районном Слёте волонтёров (2008г.) – награждение грамотами активистов · Член Шевелёвской д/о «Эдельвейс» Терзицкая Яна – победитель конкурса рефератов в рамках IV всероссийской акции «Спорт вместо наркотиков», 2008г. · . · Участие волонтёрского отряда «Свежий ветер в районном фестивале детского творчества 2009г. Присуждено звание лауреата. · Участие в районном слете волонтёрских отрядов 2010.
|
· недостаточная подготовка специалистов по организации работы по первичной профилактике вредных привычек по системе «подросток-подростку», · приверженность части педагогов традиционной формы организации воспитательного и образовательного процесса, средний процент использования инновационных технологий в обучении и воспитании, · сложность апробации новых форм обучения.
|
Программа «Свой голос» |
Создание в школьной детской организации своего печатного издания. |
· В организации «Эдельвейс» выпускается детская газета «Ровесник». Участие в 3 районных конкурсах-выставки детских газет «Школьные голоса». корреспонденты газеты: Антоненко Виктория, Шевелёва Ангелина, Чушкина Ксения, Иванова Екатерина. · Создание школьного радиоузла 2008-20010 год |
· нерегулярные заметки на страничку «Свой голос» в газете «Тайдонские родники», · несистематическое написание заметок в газету «Здравствуй, школа»
|
Программа «Поиск» |
Расширение границ и форм помощи и поддержки. Расширение контингента, которому оказывается помощь. |
· Участие во всероссийской акции «Солдатский платок» - вышито более 40 платков, которые переданы в районный краеведческий музей. В школе действует 5 тимуровских отрядов по оказанию адресной помощи ветеранам войны, вдовам участников войны, труженикам тыла, пожилым и одиноким людям. · Почётная грамота за организацию тимуровского движения к 65- летию Победы в ВОВ вручена детской организации в 2010 г. 19 мая на районном Слёте детских организаций . |
· недостаточная сфера деятельности тимуровских отрядов.
|
Программа «Лидер» |
Развитие лидерского движения в детской организации. |
· Участие в районном конкурс лидеров школьных детских организаций «Ключ к успеху» - с 2008 года. · 2 место в 2009 г.- Буйко Юлия · участница в 2010г. Шевелёва Ангелина · 2 место в 2011г. Трофимов Алексей · участники профильной смены в РБС 2010- Трофимов Алексей, Чушкин Юрий · Звание «социальная звезда» и почётная грамота вручены старшекласснице Шушпанниковой Софье, Шевелёвская д/о «Эдельвейс» · с 2003 года в школе ежегодно проводится игра «Стартинейджер».
|
· низкий уровень сотрудничества с областными детскими и молодежными общественными организациями.
|
Программа «Мой мир. Моря земля» |
Расширение рамок сотрудничества с организациями и предприятиями в рамках работы экологических отрядов. Создание постоянных экологических отрядов, введение формы для экологического отряда. |
· Разработана районная программа детской организации «Парус Надежды» «Мой мир. Моя земля». Школьная организация «Эдельвейс» проводит экологическую работу по данной программе · В школе ежегодно проводится экологический марафон, акция «Дни защиты от экологической опасности». |
· отсутствие координирующего Штаба по направлению программы, · недостаточное привлечение социальных партнёров, · ограниченность время проведения экологических акций. |
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШДО «ДЕЛЬВЕЙС»
НА 2011 – 2016гг.
Направление деятельности |
Проблема по окончании периода |
Способ решения на новый период |
Программа «Здоровое поколение» |
· недостаточная подготовка специалистов по организации работы по первичной профилактике вредных привычек по системе «подросток-подростку», · приверженность части педагогов традиционной формы организации воспитательного и образовательного процесса, средний процент использования инновационных технологий в обучении и воспитании, · сложность апробации новых форм обучения. |
· изучение социального заказа на профилактическую работу по системе «подросток-подростку», · заключение договора о сотрудничестве образовательного учреждения с районным штабом волонтеров, · повышение квалификации педагогов в области профилактической работы, · продолжение разработки методических рекомендаций по организации профилактической работы, · создание в образовательном учреждении волонтёрских отрядов по профилактике употребления ПАВ, · организация сотрудничества и обмена опытом волонтёрского отряда района.
|
Программа «Свой голос» |
· нерегулярное написание заметок в детскую страничку «Свой голос» в газете «Тайдонские родники», · несистематическое написание заметок в газету «Здравствуй, школа» Нерегулярный выпуск школьной газеты " |
· Привести в систему деятельность Пресс-центра в школьной детской организации.
|
Программа «Мой мир. Моя земля» |
· отсутствие координирующего Штаба по направлению программы, · недостаточное привлечение социальных партнёров, · ограниченность время проведения экологических акций. |
· активизация деятельности школьного Штаба «Экологический колокол» экологических патрулей, · привлекать социальных партнёров по проведению природоохранных акций и мероприятий в рамках Дней защиты от экологической опасности.
|
Программа «Поиск» |
· недостаточная сфера деятельности тимуровских отрядов.
|
· расширять сферу деятельности тимуровских отрядов, · активизировать поисковую деятельность.
|
Программа «Лидер» |
· низкий уровень сотрудничества с районными и областными детскими и молодежными общественными организациями.
|
· активизировать сотрудничество с детскими и молодёжными общественными организациями Кемеровской области.
|
ПРОГРАММА
«Эдельвейс»
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2011 – 2016гг.
Программа «Здоровое поколение»
Цель: развитие волонтерского движения в районной детской организации по формированию адекватного отношения к употреблению ПАВ.
Задачи:
·способствовать созданию волонтёрских отрядов в детской организации школы
·способствовать обмену опытом деятельности волонтёрских отрядов..
Направления:
·благотворительная деятельность,
·проведение мероприятий и акций,
·проведение выездных акций по системе «подросток – подростку».
№ |
Мероприятия |
Социальные партнёры |
Сроки реализации |
1 |
Аутрич-работа (изготовление и раздача буклетов, памяток, листовок). |
районный штаб волонтёров, школьная волонтёрская группа «Позитив» |
В течение реализации программы. |
2. |
Заседание Штаба волонтеров детской организации. |
районный штаб волонтёров, школьная волонтёрская группа «Позитив» |
4 раза в год |
3. |
Выездные акции в образовательные учреждения района. Работа по системе «подросток-подростку» |
районный штаб волонтёров, волонтёрские отряды школ района |
В течение реализации программы |
4. |
Участие в районном Слёте волонтеров. |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ» |
1 раз в год |
5. |
Участие в районной учебе волонтеров
|
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ» |
Ноябрь 2010-15г.г. |
Программа «Свой голос»:
Цель: создание условий для включения школьников в систему средств массовой коммуникации общества.
Задачи:
·организовывать деятельность Пресс-центра в школьной детской организации
Направления:
·выпуск печатного органа детской организации «Ровесник»,
·Написание заметок на страничку «Свой голос» в районной газете «Тайдонские родники»,
·написание заметок в районную газету «Здравствуй, школа»
№ |
Наименование мероприятия |
Социальные партнёры |
Сроки реализации |
1 |
Выпуск газеты «Ровесник»
|
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», детское |
1 раз в месяц |
3 |
Участие в работе учебного центра в рамках проведения учёбы актива «Свой голос» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ» |
1 раз в год |
4. |
Написание заметок в страничку «Свой голос» в районной газете «Тайдонские родники» |
Редакция газеты «Тайдонские родники», |
1 раз в месяц |
5. |
Участие в заочном фестивале школьных детских газет «Школьные голоса» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ» |
1раз в год |
7. |
Участие в заочном конкурсе детской социальной рекламы «Планета детства» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», отдел по делам молодёжи и спорту администрации МО «Крапивинский район» |
1 раз в год |
Программа «Мой мир, моя земля».
Цель: формирование экологического мировоззрения школьников
Задачи программы:
·организовывать проведение различных экологических акций и мероприятий,
·развивать инициативу подростков, активизация деятельности школьного штаба «Экологический колокол», экологических патрулей,
·привлекать социальных партнёров по проведению природоохранных акций и мероприятий в рамках Дней защиты от экологической опасности.
Направления программы:
·проведение акций и мероприятий,
·развитие деятельности экологических патрулей,
·создание экологических штабов, клубов, общества.
№ |
Наименование мероприятия |
Социальные партнёры |
Сроки реализации |
1. |
Акция «Дни защиты от экологической опасности» |
Отдел по охране окружающей среды администрации МО «Крапивинский район» |
Март – июнь, 1 раз в год |
2. |
Участие в выпуске приложения к газете «Здравствуй, школа!» «Экологический вестник» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», |
2 раза в год |
4. |
Участие в работе учебного центра в рамках проведения учёбы актива «Планета земля – наш общий дом» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», |
1 раз в год |
5. |
Акция «Водоёмы земли Крапивинской» |
Сельская администрация |
2011-2012 гг. |
6. |
Экологический десант «Чистота посёлка – руками детей» |
Сельская администрация |
В течение срока реализации программы |
7. |
Заочный фотоконкурс «Мир вокруг тебя» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», |
1 раз в год |
8. |
Акция «Мосты в будущее» |
Сельская администрация |
2013 – 2014гг. |
9. |
Акция «Чистые берега» |
Сельская администрация |
2014 – 2015гг. |
10. |
Заочный конкурс мультимедийных презентаций и видеороликов «Чистый посёлок – наш забота посёлок |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ» |
2012-2013 гг. |
11. |
Заседание Штаба «Экологический колокол» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ» |
3 раза в год |
Программа «Поиск»
Цель: формирование социально-активной личности гражданина и патриота своей Родины.
Задачи:
·расширять сферу деятельности тимуровских отрядов,
·активизировать поисковую деятельность.
Направления:
·благотворительная деятельность,
·проведение мероприятий и акций,
·встречи с ветеранами и пожилыми людьми.
№ |
Наименование мероприятия |
Социальные партнёры |
Сроки реализации |
1 |
Акция «Солдатский платок» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», районный краеведческий музей |
1 раз в год
|
2 |
Акция «Тепло твоих рук» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», Совет ветеранов села |
1 раз в год |
3 |
Акция «Орден в твоём доме» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», школьный музей |
2011 – 2012гг. |
4 |
Акция «Портрет моего деда» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», Совет ветеранов села |
2012 – 2013гг. |
5. |
Акция «Цветы Надежды» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», Совет ветеранов села |
1 раз в год |
6. |
Акция «Мы ценим, мы дорожим!» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ» |
2013 – 2014 гг. |
7. |
Акция «70 добрых дел в честь великой Победы» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», совет ветеранов села |
2014 – 2015 гг. |
Программа «Лидер»
Цель: развитие лидерского движения в детской организации. Задачи:
·создавать условия для развития лидеров детских организаций,
· продолжить сбор данных об активистах, посетивших профильные смены во всероссийских областных детских оздоровительных центрах,
·активизировать сотрудничество с детскими и молодёжными общественными организациями Кемеровской области.
Направления:
·конкурс лидеров,
·учёба актива,
·проведение акций и мероприятий.
№ |
Наименование мероприятия |
Социальные партнёры |
Сроки реализации |
1 |
Конференция ШДО «Эдельвейс»
|
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», отдел по делам молодёжи и спорту администрации» Шевелёвской территории |
1 раз в год |
2 |
Участие в конкурс лидеров школьных детских организаций «Ключ к успеху»
|
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ» |
1 раз в год. |
3 |
Участие в заседании клуба активистов, посетивших профильные смены всероссийских и областных детских оздоровительных центров
|
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ» |
3 раза в год |
4. |
Участие в заседании Совета КРДО «Парус Надежды»
|
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ» |
1раз в месяц |
5 |
Участие в учёбе актива КРДО «Парус Надежды»
|
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», отдел по делам молодёжи и спорту администрации МО «Крапивинский район» |
1 раз в год |
6. |
школьная и районная игра «Стартинейджер»» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», РДК |
1 раз в год |
7. |
Акция «Мой выбор – жизнь!» |
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», районный Штаб волонтёров |
2011 – 2012 гг. 2012 – 2013 гг. |
8. |
Конкурс традиций, обычаев, ритуалов школьных детских организаций «Строки надежды»
|
МОУ ДОД «Крапивинский ДДТ», школьный музей |
2014 – 2015гг. |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Результатом успешной реализации программы детской организации по направлениям деятельности можно считать то, что подростки:
·принимают активное участие во всех социально-значимых делах ШДО «Эдельвейс», в тесном сотрудничестве с районной детской организацией «Парус Надежды».
·нарабатывают навыки владения организаторской деятельности по проведению различных мероприятий;
·соблюдают культуру коммуникативного общения;
·знают основные термины и понятия детской организации;
·соблюдают и пропагандируют здоровый образ жизни;
·твёрдо отстаивают свою жизненную позицию;
·сотрудничают с педагогами, со сверстниками при организации совместных дел и массовых мероприятий;
·имеют поощрения, награды, грамоты, дипломы, благодарственные письма за активное участие в жизни школы и детских организациях, общественную работу.